Наш адрес: м. Цветной бульвар,
2-й Колобовский переулок, 11
+7(495) 411-30-73
О Компании Заказ онлайн Контакты

Государственная Оружейная палата. Часть 10.


Ранее: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9.

Некоторые наиболее искусные мастера Оружейной палаты были связаны с нею в течение десятков лет. Служба здесь становилась для них наследственной. Так, представители трех поколений прославленной семьи оружейников Вяткиных проработали в Оружейной палате в течение целого столетия. Большое количество известных мастеров Оружейной палаты вышло из учеников. Институт ремесленного ученичества получил в России на протяжении XVII века очень значительное развитие. В 1666 году в Оружейной палате насчитывалось 32 ученика различных специальностей, причем некоторые из них были детьми мастеров Палаты. Срок ученичества устанавливался обычно в пять лет, причем мастер нес полную ответственность за подготовку ученика.

В апреле 1663 года сын Григория Вяткина Афанасий, до этого бывший в учениках у своего отца, представил в Оружейную палату полностью изготовленную и отделанную им пищаль и сказал, что «делать он будет пищали и карабины и пистоли, винтованные (нарезные — Г. Б.) и гладкие, и замки разными образцы и иные какие по железу прорезные дела и золотить». После этого Афанасий Вяткин был зачислен в Оружейную палату мастером, и служба его здесь продолжалась 51 год.

Но деятельность Оружейной палаты в этот период не ограничивалась только производством и хранением разнообразного оружия. Наряду с лучшими оружейными мастерами в ее стенах были сосредоточены и лучшие русские художники — иконописцы и живописцы, а также замечательные резчики по дереву. В списках мастеров Оружейной палаты рядом с именами Никиты Давыдова, Григория Вяткина, Василия Титова, Евтифея Кузовлева стоят прославленные имена Симона Ушакова (он служил в Оружейной палате с 1664 года до 1686 года), Иосифа Владимирова, Федора Зубова, Ивана Салтанова, Станислава Лопуцкого и других.

В Оружейной палате в этот период были представлены все виды живописи и прикладного искусства: иконопись, стенопись, роспись знамен, парсунная (портретная) живопись, исполнение книжных миниатюр и иллюстраций, художественная резьба и т. п. Здесь же были сосредоточены все работы по росписи кремлевских дворцов и церквей и по реставрации Успенского и Архангельского соборов в 1642—1643 и 1652—1666 годах. Конец XVII и первая четверть XVIII века — очень важный этап в истории Оружейной палаты.

Особенно возросло ее значение накануне Северной войны и в первые годы этой войны. Деятельность Оружейной палаты в это время была целиком подчинена насущным задачам страны и армии. Незадолго до начала войны со Швецией Петр I предпринял частичную централизацию дворцового управления. Указы 1699 года о слиянии царской и царицыной Мастерских палат и указ 19 января 1700 года о ликвидации Золотой и Серебряной палат и о передаче их мастеров и дел в Оружейную палату явились началом ряда мероприятий, в результате которых через четверть века многочисленные дворцовые мастерские и хранилища слились в единое учреждение.

С первых дней Северной войны на Оружейную палату было возложено снабжение русской армии всеми видами ручного огнестрельного и холодного оружия, а также амуниции. Все посторонние работы (по обслуживанию дворцового хозяйства и т. п.) отходят в это время на второй план, зато изготовление оружия в самой Оружейной палате и на находившемся в ее ведении так называемом «Бархатном дворе» достигает невиданных дотоле размеров, составляя в общей сложности десятки тысяч предметов. Так, только в 1700—1704 годах из Оружейной . палаты было отправлено в полки более 110 тысяч ружей, 54 тысячи шпаг, 55 тысяч штыков, 667 знамен и т. д.

Штат мастеров Оружейной палаты в этот период значительно увеличивается, но их состав по специальностям становится более однообразным по сравнению с XVII веком. Оружейная палата была целиком поставлена на службу военным нуждам и не удивительно, что от этого времени не осталось таких высокохудожественных изделий-шедевров, которых так много сохранилось от XVII века.

Правда, была в Оружейной палате одна категория мастеров, которые настойчиво сохраняли художественные навыки и традиции своих предшественников, пролагая в то же время дорогу новому — светскому — искусству. Это были живописцы, а также первые русские граверы. Среди них немало замечательных имен : Григорий Одольский, видный мастер портретной и монументальной живописи; Григорий Мусикийский, первый русский миниатюрист по эмали ; братья Алексей и Иван Зубовы, выдающиеся мастера гравюры, в работах которых воссозданы все крупнейшие события Северной войны. Деятельность художников Оружейной палаты в этот период также целиком подчинялась главным задачам, стоявшим перед страной. Работая «у прописки» новых кораблей русского флота, расписывая полковые знамена, изготовляя царские портреты, они главную свою задачу видели в выполнении художественных работ, связанных с прославлением побед русской армии.


Продолжение...