Наш адрес: м. Цветной бульвар,
2-й Колобовский переулок, 11
+7(495) 411-30-73
О Компании Заказ онлайн Контакты

Государственная Оружейная палата. Часть 11.


Ранее: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10.
    

Во время Северной войны вся работа по подготовке торжественных «триумфов», по празднованию «викторий» была сосредоточена в Оружейной палате. Ее художники и граверы, часто находясь непосредственно при войсках, в огромных гравированных композициях изображали победы под Нотебургом, при Лесной и под Полтавой.

Начиная с 1710 года объем деятельности Оружейной палаты заметно сокращается. Военные операции были перенесены на Балтийское побережье, Москва оставалась в глубоком тылу. Главное внимание Петр I уделяет строительству своей северной столицы; Москва отходит на второй план, а ее основные учреждения переводятся в Петербург. С 1711 года в Петербург, наряду с другими, переводятся и мастера Оружейной палаты. Только в мае этого года было переведено 219 человек. К 1715 году производственное значение Оружейной палаты было фактически сведено на нет.

В это время подвергаются реорганизации и другие дворцовые учреждения. В 1711 году Конюшенная казна была подчинена начальнику Оружейной палаты, а в 1712 году было объединено руководство Казенным двором и Мастерской палатой. Постепенная утрата Оружейной палатой ее оперативного, производственного и административного значения связана с предпринятой Петром I коренной перестройкой всей системы государственного управления. Но, перестав быть центральным арсеналом русской армии, передав вновь созданным оружейным заводам (Тульскому, Олонецкому) свои производственные функции, Оружейная палата продолжала оставаться самым крупным в стране хранилищем художественных изделий, памятников искусства и образцов оружия.

Петр I уделял большое внимание коллекционированию в широких масштабах художественных изделий и различных предметов, представляющих познавательный или научный интерес. В период его царствования принимаются меры к созданию, а также к приобретению больших коллекций, в которых, наряду с различными реликвиями и «редкостями» вообще, собирались предметы, имеющие естественно-научное, историческое и т. п. значение. С созданием петербургской Кунсткамеры начинается история русского музейного строительства. Уже в начале Северной войны Петр I заботился о создании военного музея, где собирались бы боевые трофеи. Для хранения этих трофеев было предназначено специально выстроенное в Кремле здание Арсенала («Цейхгауза»).

По ряду причин идея создания в Кремле военного музея не была осуществлена, но функции хранилища трофеев были возложены на Оружейную палату. В 1709 году сюда поступили трофеи, взятые русскими войсками в сражениях при Лесной и под Полтавой. Во второй половине Северной войны кремлевские хранилища оказались фактически законсервированными. Почти никакого движения предметов не было, они покоились в сундуках и ларцах в тиши палат, опечатанных «государевой печатью». Ряд мероприятий, проведенных Петром I, указывает на его намерение слить постепенно все кремлевские хранилища в единую сокровищницу.

Однако самому Петру не удалось осуществить это объединение. Оно было предпринято вскоре после его смерти. 23 декабря 1726 года состоялся указ о том, чтобы полковнику В. Ю. Одоевскому, ведающему Мастерской палатой, «ведать Оружейную палату и Казенный приказ и Конюшенную казну, а вещи, обретающиеся изо всех тех мест, собрать в Казенный приказ, чтобы оные были в одном месте, а означенных приказов служителей: закройщиков и портных мастеров, и отдельных, и истопников, и сторожей, и прочих — расписать . . . чтоб в той Оружейной палате дневали и ночевали все поденно».

Таким образом, указ 1726 года объединил фонды всех кремлевских хранилищ и управление ими. С этого времени дворцовая казна находилась в ведении особого учреждения, названного Мастерской Оружейной палатой ; главной функцией этого учреждения являлось хранение казны. В последующие годы предпринимаются меры к упорядочению поступления новых вещей в Оружейную палату. В 1730 году она пополнилась большим количеством драгоценных изделий из кремлевских церквей ; по указу от 8 мая 1736 года в Оружейную палату были переданы из бывшего Конюшенного приказа «конские богатые уборы : мундштуки, узды, седла», а в июле того же года — военные доспехи, собранные Петром I и находившиеся в селе Преображенском под Москвой. При этом специально подчеркивалось, что в Мастерской Оружейной палате «только пристойно быть таким вещам, которые в диковинку — самым куриозным и драгоценным». Печальным событием в истории кремлевской сокровищницы был знаменитый «троицкий» пожар, разразившийся в Кремле 29 мая 1737 года. В огне погибло множество предметов, в том числе большая часть трофеев Полтавской битвы, ценнейшие образцы старинных доспехов и другое — всего около 56 тысяч вещей.


Продолжение...