Наш адрес: м. Цветной бульвар,
2-й Колобовский переулок, 11
+7(495) 411-30-73
О Компании Заказ онлайн Контакты

Государственная Оружейная палата. Часть 13.


Ранее: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12.

В марте 1805 года она была подчинена общему кремлевскому управлению, т. е. лишилась значения самостоятельного ведомства, а 10 марта 1806 года были утверждены «Правила для управления Оружейной палатой». В них говорилось, что одной из задач Палаты является показ ее сокровищ публике и особо подчеркивалась роль Оружейной палаты в централизации и собирании «древних достопамятностей, развлеченных в другие места». Тогда же начались энергичные работы по сооружению в Кремле, вблизи Троицких ворот специального здания для размещения коллекций Оружейной палаты. Здание это сооружалось по проекту архитектора И. В. Еготова и было окончено к лету 1812 года ; оно было первым в России специальным зданием, предназначенным для общественного музея. Переезд Оружейной палаты в новое помещение должен был состояться в августе 1812 года, но фактически произошел почти год спустя.

Полчища наполеоновской армии приближались к Москве. Еще за две недели до того, как над городом нависла угроза захвата его неприятелем, был поставлен вопрос об эвакуации кремлевских сокровищ. В течение очень короткого времени все вещи, кроме самых громоздких, были уложены в ящики, погружены на телеги и 24 августа 1812 года вывезены из Москвы в направлении на Коломну. Отсюда они шли водою до Нижнего-Новгорода, куда прибыли 22 сентября. В феврале 1813 года сокровища Оружейной палаты были перевезены во Владимир, а 16 июня того же года возвратились в Москву.

После возвращения из эвакуации коллекции Палаты были размещены в новом здании, где они находились до 1851 года. За это время было упорядочено хранение вещей, состав собрания непрерывно пополнялся ценными экспонатами, поступавшими из различных мест. В Кремлевский музей стекались как отдельные экспонаты (например, шлем князя Ярослава Всеволодовича, случайно найденный в 1808 году, или сабли Минина и Пожарского), так и целые группы исторически значительных предметов. В 1809—1810 годах Оружейная палата пополнилась сразу несколькими тысячами вещей из различных придворных учреждений. На протяжении всей первой половины XIX века не прекращался приток в Оружейную палату различных предметов из Эрмитажа, Академии наук и т. п., сюда же поступили частные собрания русских древностей, принадлежавшие М. Погодину и П. Карабанову, а также предметы, добытые во время археологических раскопок в Суздале, на месте Сарая (бывшей столицы Золотой Орды) и во время работ по сооружению нового дворца в самом Кремле.

Расширялся не только состав коллекций Оружейной палаты — неизменно возрастало ее значение, как публичного музея. Вот что, например, писала в 1848 году газета «Московские ведомости»: «Несмотря на постоянное открытие Оружейной палаты для посетителей два раза в неделю, потоки любопытных стекаются со всех сторон в Кремль, к сокровищнице древностей русских, и к полудню в пяти огромных залах здания толпится уже несколько тысяч народа всех званий, всех сословий, всех возрастов». Старое здание уже не удовлетворяло новым задачам, стоявшим перед музеем. В 1844—1851 годах, одновременно с сооружением Большого Кремлевского дворца, по проекту архитектора К. А. Тона было построено новое здание Оружейной палаты — то самое здание на вершине Боровицкого холма, которое хорошо знакомо посетителям Кремля и неразрывно связано в нашем представлении с величием кремлевского архитектурного ансамбля.

Государственная Оружейная палата сыграла большую роль в развитии русской исторической и искусствоведческой науки, в собирании ценных историко-археологических памятников и материалов. В течение длительного времени, с самого начала XIX века, она являлась учреждением, в котором было сосредоточено коллекционирование и изучение древнейших памятников отечественной истории и искусства. Одним из первых мероприятий Палаты в этом направлении была организация в 1809—1810 годах известной экспедиции К. Бороздина, собравшей многочисленные материалы по истории древнерусского искусства.


Продолжение...