Наш адрес: м. Цветной бульвар,
2-й Колобовский переулок, 11
+7(495) 411-30-73
О Компании Заказ онлайн Контакты

Государственная Оружейная палата. Часть 3.


Ранее: Часть 1, Часть 2.

Собранные в Государственной Оружейной палате произведения воссоздают непрерывную цепь творческих исканий народа, многовековой процесс обогащения и совершенствования его художественного гения. Мы видим в них образное отражение отдаленных эпох, их политических и эстетических идеалов, выражение чувств и мечтаний наших предков, их понятий о красоте, о единстве мира, о месте человека во вселенной.

Богатейшие коллекции Оружейной палаты красноречиво свидетельствуют о национальном своеобразии русского искусства, о его почетном месте в развитии всемирной культуры, о том, что материальная культура наших предков неизменно находилась в тесном взаимодействии с развитием мирового искусства, с одной стороны впитывая и творчески осваивая его лучшие достижения, а с другой стороны обогащая его своим опытом. Прикладное искусство в России развивалось и совершенствовалось в тесной взаимосвязи с развитием архитектуры, живописи, скульптуры, направлялось теми же идеями и руководствовалось теми же принципами.

В то же время древнерусское прикладное искусство было более тесно связано с народными истоками и традициями, чем другие виды искусства. Сковывающее влияние церкви, столь заметное, например, в древнерусской живописи, в гораздо меньшей степени отразилось на развитии прикладного искусства; свойственная ему реалистическая тенденция свидетельствует о его особенной близости к истокам народного творчества.

Коллекции Оружейной палаты красноречиво говорят о том, что для каждой исторической эпохи, в соответствии с ее эстетическими представлениями было характерно господство определенных видов художественной обработки металла, особое сочетание этих видов : соединение в одном изделии скани и перегородчатой эмали сменяется сочетанием скани с литьем и чеканкой, потом наступает эпоха расцвета черни, которую сменяет господство эмали. Этот процесс продолжался столетиями, и экспонаты Оружейной палаты раскрывают перед нами каждый из указанных периодов истории национальной художественной культуры в лучших, наиболее типичных образцах, которые пользовались огромной любовью многих поколений.

Немногие произведения прикладного искусства, сохранившиеся от XII—XIII веков, неоспоримо свидетельствуют об очень высоком уровне развития художественного ремесла в древней Руси, о наличии уже к этому времени устойчивой национальной художественной традиции. Достаточно внимательно присмотреться к замечательной чеканке на шлеме князя Ярослава Всеволодовича, или к гравированным изображениям на потире XII века, и мы убедимся, что, помимо технического совершенства, русскому прикладному искусству были свойственны строгая простота, изящество и соразмерность в пропорциях, тонкое чувство ритма. Медальоны из «барм» Рязанского клада поражают нас не только своими многоцветными эмалевыми изображениями, но и художественно законченным, хотя и очень сложным по технике золотым сканым узором.

Татаро-монгольское нашествие, обрушившееся всей своей тяжестью в первую очередь на русские города, губительно отразилось на развитии ремесла. Мастерские были уничтожены, многие мастера угнаны в плен, технические приемы забыты, секреты ремесла утрачены. Но лучшие традиции древнерусского искусства сохранились главным образом в произведениях народного ремесла, в деревенской утвари и тканях, в храмовой архитектуре.

С середины XIV столетия, в условиях объединения русского народа для борьбы с иноземными поработителями, в обстановке общего подъема материальной культуры, особенно заметного после длительного периода упадка, возрождается и художественное ремесло.

Многолетняя борьба и одержанные победы вызвали к жизни новые явления, определившие последующее развитие древнерусского искусства. Подъем народного самосознания ярко отражается в нем; национальные традиции становятся господствующими, все более вытесняя заимствованные приемы и мотивы. В художественных произведениях этого периода меньше пышности, но больше заметно движения, еще более совершенными становятся их формы. Значительный подъем русского искусства наблюдается в XVI веке.

В это время интенсивно идет процесс складывания общенациональной культуры, формирования ее основных черт. В изобразительном искусстве (живопись, шитье, миниатюра) художники и мастера стремятся отразить идею укрепления и роста могущества Московского государства; в русском искусстве в целом складываются новые приемы, вырабатывается монументальный, торжественный, величавый художественный язык, плавные, внушительные формы. Декоративность, свойственная изделиям этого времени, не заслоняет той высокой человечности и эмоциональности, которые вообще типичны для русского искусства. В XVI веке русские художники и мастера прикладного искусства все чаще обращаются к окружающей природе, и орнамент, прежде отвлеченный, наполняется мотивами, непосредственно наблюденными в жизни. Не менее характерным для всего русского искусства этого времени является стремление к повествовательности.


Продолжение...