Наш адрес: м. Цветной бульвар,
2-й Колобовский переулок, 11
+7(495) 411-30-73
О Компании Заказ онлайн Контакты

Государственная Оружейная палата. Часть 4.


Ранее: Часть 1, Часть 2, Часть 3.


Следующий, XVII век проходит под знаком дальнейшего подъема национального искусства на базе достижений предыдущей эпохи. Наиболее важным явлением русской художественной культуры этого времени является рост светского начала в искусстве и неразрывно связанное с ним дальнейшее развитие реалистических тенденций. Искусство все более входит в быт, все настойчивее стремится служить практическим нуждам; все заметнее становится преобладание в нем земного, материального. Тяга к отражению реальной действительности, настроение бодрости, праздничности диктовались стремлением художников и мастеров вырваться из рамок церковного аскетизма, преодолеть их. Рассматривая произведения прикладного искусства XVII века, нельзя не заметить, что в характере украшений выражено настойчивое стремление к реалистическому воспроизведению людей, обстановки, элементов природы.

Та непосредственность, с которой художники и мастера стремились к познанию и отражению жизни, иногда естественно приводила к перегруженности создаваемых ими произведений. В противовес былой сдержанности, в прикладном искусстве этого времени заметно усиливается стремление к декоративности. Нарядность, пышность, пристрастие к дорогим материалам — типичная черта русского прикладного искусства XVII века.

До нас дошло множество подлинных шедевров, созданных в это время. Они отличаются не только безукоризненным мастерством исполнения, но и классической четкостью формы, легкостью и ритмичностью разнообразного орнамента. В лучших изделиях достигнуто органическое сочетание традиционной формы с богатством украшений и сочностью красок и живописной пестротой.

К концу XVII века наступает своего рода «усталость» от необычайной пышности изделий : ставшие чрезмерными нагромождения золота и камней, жемчуга и эмали становятся утомительными. Художественные вкусы эпохи постепенно склоняются к все более и более строгим формам. Наряду с роскошными изделиями появляются гладкие предметы, украшения которых сведены до минимума.

В целом, XVII век подготовил тот перелом, который произошел в начале следующего столетия во всей русской художественной культуре. Чрезвычайно важным явлением в истории отечественного прикладного искусства XVII века было то, что в это время формируется русская художественная промышленность, в широком смысле этого слова. Оружейная палата Московского Кремля становится ее крупнейшим центром. Наблюдается расцвет прикладного искусства в ряде местных центров главным образом в северо-восточных районах страны. Среди них особенно выделяются Ярославль и Нижний Новгород, а также Сольвычегодск — родина чудесного искусства «усольской эмали».

С наступлением XVIII века кончается период господства металлической посуды. Ее место все более и более властно занимают сначала стеклянные, а потом фарфоровые изделия. Ювелирное искусство начинает служить исключительно созданию предметов роскоши. И это неизбежно накладывает отпечаток на все его дальнейшее развитие, на все — даже самые лучшие — его произведения.

Памятники старины, сосредоточенные в залах Оружейной палаты, красноречиво свидетельствуют о многовековом пути развития русского национального прикладного искусства. Но они не просто иллюстрируют историю материальной культуры, а являются образцами творчества, напоминают нам о замечательных мастерах, которые в каждое изделие, не жалея ни сил, ни времени, вкладывали свое творческое горение, частицу своего таланта. Бережно сохраняя и пропагандируя эти произведения, Государственная Оружейная палата является живой школой мастерства, неисчерпаемым источником творческого вдохновения для многих поколений художников.

На изучении памятников, сосредоточенных в Оружейной палате, выросли целые поколения русских мастеров прикладного искусства. Виднейшие русские художники и скульпторы — И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. И. Суриков и другие, — работая над историческими сюжетами, неизменно обращались к экспонатам Оружейной палаты. Велико значение Государственной Оружейной палаты, как музея отечественного прикладного и декоративного искусства. Как же возник и развивался этот богатейший национальный музей? Как складывались его замечательные коллекции? Как и чьими руками создавались в стенах Оружейной палаты те уникальные художественные ценности, которые восхищают нас?


Продолжение...