Наш адрес: м. Цветной бульвар,
2-й Колобовский переулок, 11
+7(495) 411-30-73
О Компании Заказ онлайн Контакты

Государственная Оружейная палата. Часть 8.


Ранее: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7.

Дворцовые художественные мастерские в этот период являют собой пример тесного творческого содружества русских мастеров, собранных сюда со всех концов России и иностранных специалистов, приглашенных на «царскую службу» из разных государств Запада и Востока. Рядом с Никитой Давыдовым, Дмитрием Коноваловым, Третьяком Пестриковым и их товарищами работают чех Просвит, создатель замечательной прорезной булатной сабли (см. №№ 39, 40), английские и немецкие мастера Якоб Гаст, Индрик Рыф и другие. Ряд особо значительных изделий выполнялся группами, в состав которых входили как русские, так и иностранные мастера.

В этих условиях, в обстановке постоянного общения и плодотворного творческого содружества русских и иностранных мастеров складывается тот новый художественный «почерк», та своеобразная манера кремлевских мастеров, которая не случайно именуется «московским стилем». Опираясь на лучшие национальные традиции в технологии изготовления и приемах художественной отделки различных предметов, кремлевские мастера умело сочетали их с разнообразными достижениями иностранного прикладного искусства, усваивая все наиболее ценное из опыта мастеров не какой-либо одной страны, но многих стран. Рассматривая некоторые из созданных в это время в кремлевских мастерских предметов, можно заметить в отдельных случаях отголоски, например, иранского или германского влияний, но нигде нельзя говорить о подражании. Налицо всегда искуснейшая переработка тех или иных иноземных приемов и мотивов, их творческий синтез, их органическое сочетание с традиционными для русского народного искусства элементами. Русское искусство неизменно сохраняло свою самобытность, свое национальное лицо.

XVII век — период наивысшего расцвета кремлевских мастерских. Расцвет этот был связан с теми явлениями, которые характеризуют это столетие как начало «нового периода русской истории» (по определению Ленина), он отражает тот бурный подъем, который переживали в эту пору русская культура и искусство. Феодально-крепостнические отношения остаются господствующими в социально-экономической жизни страны, но в их недрах уже зарождаются зачатки нового, буржуазного уклада. Растет товарность сельского хозяйства и ремесла, развиваются обмен и товарно-денежные отношения. Между отдельными областями устанавливаются более или менее постоянные экономические связи — складывается «всероссийский рынок», былая экономическая раздробленность страны ликвидируется вместе с окончательным уничтожением раздробленности политической.

Значительно увеличивается в этот период и объем промышленного производства в России: появляется до тридцати мануфактурных предприятий (железоделательных, кожевенных, стекольных), принадлежащих казне, крупным феодалам или иностранным купцам и пользующихся покровительством царской власти. К числу крупнейших казенных мануфактур принадлежали и кремлевские мастерские: Оружейная, Серебряная и Мастерские палаты. Здесь мы сталкиваемся с характерными для мануфактуры явлениями: широким разделением труда, особой организацией производственного процесса, господством ручного труда, отношениями найма между владельцем (казною) и работниками. Особенность, своеобразие дворцовых мануфактур заключается в том, что они не использовали труда крепостных, здесь трудились лишь юридически свободные лица.

Если деятельность Казенного приказа и Мастерских палат в этот период хотя и значительно расширяется, но все же остается в рамках дворцового хозяйства, то значение Оружейной палаты выходит далеко за эти пределы. Увеличивается ее роль в строительстве русских вооруженных сил, ее значение в прогрессе отечественной техники. Оружейная палата становится общерусским центром металлообработки и оружейного производства, центром художественной промышленности в России, главным арсеналом страны, и это значение сохраняется за ней в течение почти целого столетия.


Продолжение...