Наш адрес: м. Цветной бульвар,
2-й Колобовский переулок, 11
+7(495) 411-30-73
О Компании Заказ онлайн Контакты

За древними стенами Кремля. Часть 1.


Доспехи

Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи.

А. М. Горький

На высоком Боровицком холме над Москвой-рекой, за древними стенами Кремля, там, где свыше восьмисот лет назад возникли первые поселения Москвы, возвышается монументальное здание Государственной Оружейной палаты.

Оружейная палата на протяжении нескольких веков так же неразрывно связана с Московским Кремлем, как сам он связан с историей создания русской государственности, с историей развития русской культуры. Период формирования основного собрания Оружейной палаты совпадает с тем временем, когда складывался облик Московского Кремля. Одни и те же явления государственной истории и национальной культуры отразились и в облике Кремля, и в составе княжеской сокровищницы. Памятники, находящиеся в Оружейной палате, сосредоточивались здесь не столетия спустя после событий, о которых они свидетельствуют, а непосредственно в процессе свершения этих событий. В то же время история Кремля и Оружейной палаты показывает, как складывались и развивались внешнеполитические связи Москвы, как возрастали международное значение и престиж русского государства.

На протяжении многих столетий в Оружейной палате Московского Кремля не просто собирались вещественные памятники прошлого. Ее задачи не ограничивались лишь функциями хранения исторических реликвий. Длительное время Оружейная палата была не только государственной сокровищницей, но и важным звеном в системе государственного управления и, одновременно, одним из крупнейших производственных предприятий страны.

Собирая в своих стенах самых искусных умельцев, стягивая лучшие художественные силы со всех концов России, Оружейная палата в пору своего наивысшего расцвета являлась главным художественным центром страны. В истории русского искусства второй половины XVII века нельзя назвать ни одного события, ни одной проблемы, ни одного значительного имени, которые не были бы тесно связаны с Оружейной палатой. Здесь работали выдающиеся русские художники Симон Ушаков и Иосиф Владимиров, первый русский гравер Алексей Зубов, «отец русских оружейников» Никита Давыдов и его ученик и последователь Григорий Вяткии, здесь трудились многие десятки первоклассных мастеров самых различных специальностей.

Среди них встречаются москвичи, белорусы, но особенно много выходцев из северо-восточных районов — оттуда, где с давних времен существовали крупные центры художественного ремесла: из городов Ярославля, Суздаля, Великого Устюга, Углича, Вологды, Холмогор. Они славились своими эмалевыми (Сольвычегодск), черневыми (Устюг), чеканными (Ярославль) изделиями, резьбой по кости (Холмогоры) и т. п.

Искусство московских мастеров постоянно обогащалось за счет непрерывного притока свежих творческих сил со всех концов страны. Все художественное своеобразие, все лучшие традиции, свойственные народному искусству и получившие развитие в различных районах России, сливались в Москве в единое, общерусское искусство. Его формирование происходило одновременно с процессом преодоления феодальной и экономической раздробленности страны и отражало складывание единой государственности и культуры.


Продолжение...